Решение вопросов местного значения является основной функцией органов местного самоуправления КР. На практике реализация оказания жилищно-коммунальных услуг передано в ведение муниципальных предприятий или общественных организаций как ассоциации водопользователей, сельских потребителей питьевой воды.
Вопрос эффективной организации услуг - процесс сложный и долговременный и охватывает несколько этапов для его достижения.
Очевиден факт, что устойчивость услуг обеспечивается за счет качественного удовлетворения нужд пользователей и своевременного получения оплаты за оказанные услуги.
Ключевым этапом в этом процессе является утверждение адекватных тарифов на оказываемые услуги, в числе которых питьевое водоснабжение, вывоз и утилизация твердых бытовых отходов (ТБО), и с недавнего времени - системное обеспечение и распределение поливной воды фермерам, пользование пастбищами.
Правильная тарифная политика обеспечит минимальную устойчивость предприятия и позволит покрывать свои затраты на оплату труда, электроэнергии, ГСМ, офисные и иные расходы. Однако, наличие таких тарифов не гарантирует устойчивую деятельность предприятия, без учета фактической работы с абонентами в части оказания и сбора оплаты за услуги.
На практике, независимо от формы собственности муниципальные предприятия по вывозу ТБО, поставке питьевой воды или общественные организации как Ассоциации водопользователей и сельских потребителей питьевой воды, сталкиваются с проблемой, ограничивающей их деятельность и напрямую влияющей на достижение экономической и финансовой устойчивости.
В первую очередь это касается вопроса организации управленческой деятельности внутри предприятия и методов работы с населением.
Большинство предприятий данные об абонентах регистрируют на бумажных носителях, хранение бумажных документов со счетами осуществляется не надлежащим образом, что ведет к потере данных и в конечном счете влияет на качество управления данными.
Отсутствует конкретный учет льгот и субсидий, финансируемых за счет местного бюджета. Нет возможности узнать о группах риска, не осуществляющих платежи. Кроме этого, данные о пользователях не обновляются на регулярной основе.
Расчеты с пользователями носят бессистемный характер, данные по расчетам не анализируются, при этом не применяются новые технологии сбора, обработки и анализа данных и информации. Сбор оплаты услуг проводится контролерами, которые по собственному усмотрению могут сдавать в кассу предприятий полученные денежные средства от пользователей услуг.
Сбор оплаты за оказанные услуги становится одной из самых трудно исполнимых задач. Муниципальные предприятия не могут организовать технологичные способы оплаты услуг вывоза мусора, оплаты поливной и питьевой воды. Они используют старый метод сбора оплаты услуг как подворовой обход пользователей услуг.
Последствиями вышеуказанных проблем также являются некачественное и неэффективное ведение договорной базы, снижение возможностей взыскивать долги. Также, предприятия не располагают возможностями улучшить прием платежей (оплата через платежные терминалы, электронные кошельки, карты Elcart, Visa).
Попытки решения обозначенной проблемы организации (автоматизации) управленческой деятельности внутри предприятия и методов работы с населением предпринимались неоднократно, чаще всего на основе платформы 1С-Бухгалтерия.
Система на 1С частично решала проблему - в ней заводились оцифрованная база абонентов, настраивалось начисление за услуги и печать счетов-извещений, заведение показаний счетчиков.
При этом, контролеры как работали с бумажными носителями для фиксации информации о платежах, ведения реестра абонентов, сбора показаний счетчиков, так и по сей день работают в таком режиме. Таким образом данная система не смогла доказать свою эффективность на рынке оказания коммунальных услуг. Проблема усугубляется тем, что при необходимости доработки 1С - стоимость доработок значительно выше самого внедрения системы, даже при наличии финансовой возможности оплатить доработки, сами разработчики 1С часто недоступны из-за загруженности. Более того, разработчики не заинтересованы в дальнейшей модернизации и обновлении этой системы.
После принятия Постановление Кабинета Министров КР от 12.03.22 г. №680/66-6 о «О приеме платежей за государственные и муниципальные услуги в безналичной форме», айыл өкмөтү начали требовать с муниципальных предприятий ускоренного внедрения цифровых решений в процессы оказания услуг и приема платежей в безналичной форме.
В рамках реализации указанного постановления Кабинета Министров КР проектом USAID «Успешный Аймак 2» и в сотрудничестве с ОФ «Институт политики развития», ОФ «Гражданская инициатива интернет-политики», в партнерстве с ОсОО «MyCloud.kg» был реализован проект системы учета и автоматизации поставщиков коммунальных услуг. Данная система «Oimo Billing» предполагает следующие возможности:
⁃ Ведение оцифрованной абонентской базы данных;
⁃ Начисления за оказанные услуги с учетом потребления или количества пользователей услуг;
⁃ Распечатка счетов-извещений для разноски абонентам;
⁃ Прием платежей в онлайн-формате (электронные кошельки, терминалы, карты, интернет-банкинг), также прием наличных платежей с выдачей чека;
⁃ Личный кабинет абонента для просмотра начислений, оплат, задолженности, обратной связи с предприятием;
⁃ Личный кабинет (мобильное приложение) контролера с возможностью доступа со смартфона к биллингу;
⁃ Возможность сбора показаний счетчиков как контролером, так и отправка показаний абонентом, автоматический сбор показаний со смарт-счетчиков;
⁃ Система опросов абонентов и аналитики по результатам опросов;
⁃ Система учета технических заявок от абонентов по сбоям, неисправностям;
⁃ Учет задолженностей абонентов - формирование отчетов, пересчет долга при оплате, рассылка смс, емейлов, WhatsApp-сообщений должникам;
⁃ Мониторинг сотрудниками ОМСУ процесса работы с абонентами;
⁃ Ввод новых абонентов контролерами через смартфон;
Разработанный программный продукт позволяет вести полный учет деятельности предприятия, обеспечить прозрачность оказываемых услуг, как результат - повышение уровня доверия населения как к предприятию, так и органам МСУ. Бухгалтер предприятия получает исходные данные для своего учета - суммы начислений, суммы долгов, оплат, разбивку по типам оплат (наличные, безналичные, по банкам или кошелькам).
Внедрение системы существенно облегчает работу всего персонала муниципального предприятия и позволяет оптимизировать управление деятельностью для руководства.
Пользователи системы «Oimo Billing» за счет бизнес-модели «аренды программного обеспечения» получают постоянную техническую поддержку и обновления программного обеспечения от ИТ-компании MyCloud.kg с учетом пожеланий заказчика.
На сегодняшний день данная система внедрена в более 20 муниципальных предприятиях по всей стране. В рамках проекта USAID «Успешный Аймак 2» достигнута договоренность с 16 муниципальными предприятиями пилотных айыльных округах Иссык-Кульской, Джалал-Абадской, Нарынской и Ошской областях.
Успешное внедрение данного продукта будет иметь важное значение в решении вопросов оказания услуг на местах, в итоге окажет позитивное влияние в целом на развитие регионов.
PS: Статья была опубликована в августовском номере журнала "Муниципалитет" за 2023 г.